Сталинская премия по литературе и братья Нежметдиновы

Коллаж
1. Високосный 1948 год
Сталинская премия по литературе была учреждена в 1939 году и вручалась за произведения, которые:
- Прославляли социалистические ценности;
- Воспитывали читателя в духе марксизма-ленинизма;
- Имели большое общественное и воспитательное значение.
Еженедельник «Русский базар» № 1(351) за 2003 год так описывает введение награды. «Александр Николаевич Поскребышев, который был более 20 лет личным помощником Сталина, вдруг сказал:
– А вы знаете откуда пошли сталинские премии?
– Что значит откуда, – не совсем понял я, – Сталин решил их присуждать, вот и… – Да нет, все было совсем не так», – сказал Поскребышев. – Все было вот как…
В тридцатые годы чем дальше, тем больше, культ Сталина разрастался до невероятных размеров. Любое слово вождя, где бы оно ни было произнесено, немедленно подлежало публикации. И каждый раз – будь то его выступление на съезде, статья в газете или изданные миллионными тиражами книги, в приемную Сталина привозились аккуратно запечатанные пачки новеньких банкнот – очередной гонорар.
Все деньги, которые поступали на имя Сталина, Поскребышев складывал в огромный металлический шкаф, который стоял в приемной. Однажды, это было в начале 1939 года, после того, как из издательства в очередной раз привезли новую порцию денег, Поскребышев стал укладывать их в шкаф и уронил несколько пачек на пол. Он опустился на колени, принялся их подбирать, и в это время в комнату вошел Сталин. Он молча посмотрел на пачки денег в банковской упаковке, лежащие на полу, на испуганное лицо Поскребышева и буркнул: – Зайди!
По словам Поскребышева, он был очень напуган, хотя вины за собой никакой не видел. – Что это за деньги? – спросил его Сталин, когда он вошел в кабинет.
– Это то, что вам платят издательства за выступления, публикации.
– Это что же, я один столько получаю?
– Да.
– А почему ты мне не докладывал об этом?
– Я пытался вам сказать, но вы…
Сталин его перебил:
– А что члены Политбюро, они тоже получают гонорары?
– И они тоже.
– Вызови немедленно министра финансов и пусть с ним приедут несколько служащих, которые смогут оприходовать эти деньги.
Очень скоро приехал министр финансов Зверев со своими сотрудниками, которые стали подсчитывать сталинские гонорары. За их работой наблюдали телохранители Сталина.
Сталин приказал немедленно собрать членов Политбюро. Когда запыхавшиеся члены Политбюро явились, Сталин укоризненно поглядел на них:
– Оказывается, мы все тут миллионеры! Куда американцам до нас. У них там всякие Рокфеллеры, Вандербильды… А мы ничуть не хуже, мы скоро еще богаче станем!
Члены Политбюро, ничего не понимали. А Сталин, глядя куда-то поверх их голов, но каждому казалось, что он смотрит только на него, продолжал:
– Как позволяет вам ваша партийная совесть получать деньги за то, что вы говорите или пишете от имени партии? У нас есть талантливые писатели, ученые, но мы им не платим столько, сколько платят вам. Поэтому предлагаю все, что вы получили за партийные публикации, немедленно вернуть в бюджет. И начнем с меня. Видите, – в приемной уже сидят люди и принимают деньги. И сегодня же оформим постановление, запрещающее издательствам выплачивать гонорары за выступления или печатные публикации членам и кандидатам в члены Политбюро, членам ЦК, а также наркомам и замнаркомам.
Члены Политбюро, как обычно, единогласно поддержали предложение Сталина и тут же кто-то из них предложил:
– А может есть смысл учредить премии в области науки, техники, литературы и искусства, а финансовой их базой станут средства, полученные от партийных публикаций?
И вслед за первым предложением последовало второе.
– Товарищи, в декабре мы будем праздновать 60-летие товарища Сталина. В честь этого знаменательного события предлагаем назвать премии сталинскими и присуждать их ежегодно в день рождения великого вождя!».
Все фактические материалы по Сталинским премиям взяты из книги
1. Дмитрий Цыганов «Сталинская премия по литературе. Культурная политика и эстетический канон сталинизма».
© Д. Цыганов, 2023 © ООО «Новое литературное обозрение», 2023
Для сокращения текста ссылка на книгу будет обозначатся как (1).
Порядок присуждения Сталинской премии по литературе был строго регламентирован и включал следующие этапы:
1. Выдвижение кандидатов:
Произведения предлагались к рассмотрению различными учреждениями: Союзом писателей, издательствами, редакциями газет и журналов, министерствами культуры и просвещения.
2. Экспертная оценка:
При Совете Министров СССР существовали специальные советы, состоящие из ведущих писателей, критиков, редакторов и академиков.
3. Рассмотрение в Комиссии по Сталинским премиям:
Окончательные решения принимала Комиссия по Сталинским премиям при Совете Министров СССР, которая могла как одобрить, так и отклонить рекомендации экспертных групп.
4. Утверждение:
Список лауреатов утверждался постановлением Совета Министров. Окончательное решение принималось лично Сталиным. Решение публиковалось в прессе (например, в «Правде» и «Литературной газете»).
8 сентября 1943 года был учрежден Почётный знак лауреата Сталинской премии, который был изготовлен трех степеней:
1. Для лауреатов Сталинской Премии Первой степени – из золота.
2. Для лауреатов Сталинской Премии Второй степени – из серебра.
3. Для лауреатов Сталинской Премии Третьей степени – из бронзы.
В специальной справке Наркомфина СССР утверждалось, что для изготовления двух с половиной тысяч почетных знаков Лауреата Сталинской премии требуется «металла — золота чистого 51 грамм и серебра чистого 69,3 кг. Для изготовления удостоверений Лауреата Сталинской премии необходимо кожи- шевро 4000 кв. дцм и золота сусального 24 книжки по 60 листков в каждой». (1).

Почётный знак лауреата
До 1950 года писатели Татарстана, по рекомендации Союза писателей ТАССР, неоднократно выдвигали свои произведения на премирование, но все они были отклонены. Например, «Стихи о друзьях» А. Ф. Ерикеева, «Каюм Насыри» М. Уразикова и М. Гали, «Фарида» К. Г. Наджми, «Голубая скала» и «Белые ночи», А. С. Абсалямова, «Любовь и ненависть», «Мелодия и сила», Ф. В. Карима, «Манникамал», М. М. Амирова, «Нурзагид», Н. Исанбета, «Зирзаман», Т. К. Гиззатова.
Член Комитета по Сталинским премиям, режиссер Михаил Чиаурели отметил: «У некоторых республик есть жадность иметь побольше лауреатов. Это создает громадные трудности». Проблема с выдвижением национальных авторов была в том, что при обсуждении кандидатов, начиналась борьба писательских групп, они спорили и это длилось по полгода. (1). Не был исключением и СП Татарии, где уровень склочности никогда не снижался. Главная борьба развернулась между сторонниками Баширова и Наджми. В итоге, книгу Г.Б. Баширова «Честь», после долгого обсуждения, 6 августа 1948 года, выдвинули на соискание премии, а в отношении Наджми, как указано в протоколе заседания, «высказываются мнение необходимости вести подготовку на выдвижение», то есть в выдвижении его книги было отказано. Видимо, Баширов, писавший под псевдонимом Разин, не был уверен в победе, поэтому также выдвинулся на премию от рабочих завода 701 Челябинской области. А Кави об этом не позаботился и остался ни с чем.
Одновременно, на сына Кави -Тансык Кавиевича, поступил донос в КГБ, с обвинениями в том, что он передавал секретные сведения государственного значения турецкому военному шпиону. «В течение нескольких месяцев меня водили под конвоем на допросы и требовали, чтобы я сознался в несуществующей вине», вспоминал Тансык. Сын-шпион- это серьёзный барьер на пути к Сталинской премии.

Протокол заседания ССП ТАССР
Не лучше шли дела и у брата Кави- Рашида Нежметдинова. Он сыграл матч из 14 партий за звание мастера спорта по шахматам с мастером В. Микенасом. Соревнование проходило в Казанском Доме актёра, который, тогда, находился в центре города на улице Международной (ныне Кави Наджми).

Фото Дом Актёра (справа)
Выиграть матч Нежметдинову не удалось, поединок завершился ничейным исходом 7:7, а Рашиду нужна была только победа. Дело в том, что менее года назад Пленум Всесоюзной шахматной секции изменил порядок выполнения нормы мастера спорта. Если раньше (с 1935 по 1947 год), для этого было достаточно свести матч с мастером вничью, то по новым правилам кандидат в мастера должен был обязательно победить. Негативный результат в матче был сильным ударом не только из-за ускользнувшего титула мастера спорта. Нежметдинову уже стукнуло 36 лет. Всю жизнь проиграл в шашки-шахматы и ничего существенного не добился, не только в шахматах, но и в жизни. Денег нет, жилья нет, всё время в разъездах, даже девушка, которую Рашид очень сильно любил, его бросила, хотя после войны был большой дефицит мужчин.

Фото Рашид с любимой
Високосный год в народе считают несчастливым, примета сбылась- 1948 год сложился для братьев катастрофически, но не всё ещё было потеряно.
2. Борьба за Сталинскую премию
Приём работ, выдвинутых на соискание Сталинской премии, разрешался до 15 октября. Работы, законченные после 15 октября, допускались на соискание премии в следующем году. Это делалось для того, чтобы в декабре, к дню рождения товарища Сталина, Правительство могло публиковать списки награжденных. Наджми к этому сроку никак не успевал выдвинуться на премию. Оставалось только одно- ехать в Москву. Гази Кашшаф вспоминает, что в 1948 году они с Кави поехали к Фадееву и показали ему роман «Весенние ветры». Писатель ознакомился с рукописью, оценил место товарища Сталина в романе и кроме мелких замечаний указал, что революционер Мустафа должен героически погибнуть, ведь в Отечественную войну наш народ понёс большие потери и надо показать, что победы без жертв не бывает. Первоначально, Мустафа победно водружал красное знамя на казанский кремль. После поездки в Москву концовка романа изменилась – откуда-то раздался подлый вражеский выстрел: «Ты честно прошёл свой путь - скорбно произнёс Халявин, покрывая красным знаменем тело Мустафы».
Во время войны в Татарию было эвакуировано большое количество писателей и их семей, и детей писателей. Александр Александрович Фадеев (1901-1956) - председатель ССП СССР - в первые годы войны приезжал в Казань несколько раз. В Чистополе в эвакуации жила его жена, заслуженная артистка Ангелина Степанова. В Казани на улице К. Маркса в доме 44-А, жила поэтесса Маргарита Иосифовна Алигер. Она не была красавицей, но у неё было три мужа, и ей приписывали множество любовных связей. В 1943 году получила Сталинскую премию по литературе и родила дочь Машу, очень на похожую на отца. Когда её спросили — от кого у неё ребёнок она ответила: «Главным образом от Фадеева». Писатели шутили, что Маша - лучшее творение соцреализма Фадеева. Наджми оказывал огромную помощь беременной поэтессе в решении ежедневных бытовых проблем. Крестьянская, хозяйственная жилка у Кави была развита очень хорошо. Алигер смогла заниматься и литературной деятельностью - перевела на русский язык татарскую поэму «Хаят-апа», автором которой был, как вы уже догадались, Кави Наджми. Большую работу ССП, всего населения ТАССР и лично Кави Наджми по размещению, обустройству и продовольственному снабжению эвакуированных писателей, невозможно было не заметить. Кави, в первую очередь, был прекрасным организатором. В трудные военные годы Наджми сумел обеспечить нормальную жизнь эвакуированным писателям и их семьям. Фадеев же умел благодарить людей, оказавших ему услуги. После того, как Фадеев лично принял участие в судьбе романа, он не мог остаться без премии.
Нет сомнения, Фадеев доложил вождю ситуацию с выдвижением романа. Сталин был знаком с Кави и знал, что ему можно доверять. На Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году К. Наджми был избран членом правления Союза Писателей СССР. После съезда, на даче Максима Горького состоялся банкет и Наджми встретился с руководителями Советского Союза. Сталин предложил ему произнести тост по-татарски. Кави встал, сказал тост «как надо» и в конце предложил выпить за здоровье товарища Сталина! Переводил Лазарь Каганович, знавший татарский язык. Сталину понравилось, а Молотов дружески сказал: «Скажите своим руководителям, пусть получше берегут нашу гордость- университет». Таков был уровень знакомств Кави Наджми.
Он безупречно выполнял все директивы партии. В марте 1943 г. тиражом более 20 тысяч экз. было издано «Письмо татарского народа фронтовикам-татарам». Оно появилось в ряду других коллективных писем-наказов, написанных от имени разных народов СССР. Издавались эти письма схожим образом: сперва публикация в центральных газетах («Правде» и «Известиях»), затем — в республиканских изданиях и фронтовых газетах.
Что произошло дальше в истории с премией пишет руководитель фонда татарской культуры РТ им. Вагапова Рифат Фаттахов в «Бизнес газете» от 15.12.1921 г. «Глубокой весенней ночью в Татарский обком раздался звонок. Звонили из московского Кремля. В обкоме был один дежурный секретарь — X. Рахматуллин. Он подошел к телефону и… потерял дар речи. На том конце трубки раздался всем до боли знакомый и до того страшный голос: «С Вами говорит товарищ Сталин!..». Генералиссимус задал один-единственный вопрос: «А роман Кави Наджми «Весенние ветры» Вы читали?». Это было целое политическое событие. Потому что Сталин в Казань до этого никогда не звонил. Не звонил, кстати, и после». Только после этого звонка роман был выдвинут обкомом партии на Сталинскую премию 1949 года. Кстати, в документах Комитета по премиям не сохранилась информация, кем же выдвинута книга (точно не СП ТАССР).
Размер Сталинской премии по литературе был следующим:
Первая премия — 100 тысяч рублей.
Вторая премия — 50 тысяч рублей
Третья премия — 25 тысяч рублей.
Кроме того, лауреаты Сталинской премии получали право бесплатного проезда в общественном транспорте.
13 декабря 1948 года Комитет по Сталинским премиям опубликовал Постановление о представлении произведений искусства и литературы на соискание Сталинских премий за 1948 год, в котором было указано «К рассмотрению принимаются законченные произведения искусства и литературы, впервые опубликованные или исполненные в конце 1947 г. и в 1948 г». Роман Баширова не был опубликован, а был послан только подстрочный перевод романа с татарского языка, поэтому его рассмотрение было отложено до публикации и в соискатели премий 1948 года он не попал.
В следующем году к началу работы в Комитет поступило 552 кандидатуры на Сталинскую премию, из которых по художественной прозе было выдвинуто 72 произведения. (1). В этот список попал и роман «Честь», который в переводе с татарского Н. Чертовой был опубликован в 1949 году и роман «Весенние ветры» К.Наджми. 5 января 1950 года, состоялось обсуждение произведений по разделам прозы и драматургии. Рассмотрение романа «Честь» перенесли на будущий год, а рассмотрение романа «Весенние ветры» было отложено до его публикации. Видимо, без решения по роману Наджми, было неясно, как поступить с книгой Г. Баширова.
10 января 1951 года было проведено первое заседание Комитета по Сталинским премиям за 1950 год. Перечень выдвинутых кандидатур состоял из 71 автора, 14 из которых были перенесены с прошлогодней сессии, в том числе романы Баширова и Наджми, который напечатался в 1950 году в переводе А. Садовского. На заседании эксперты распределили тексты, которые было необходимо прочесть к следующему заседанию. Книги Ананяна «На берегу Севана», Баширова «Честь», Задорнова «Далекий край», Кербабаева «Айсолтан из страны белого золота» и Кожевникова «Живая вода» достались Тихонову, тексты Задорнова, Караваевой трилогия «Родина», Наджми «Весенние ветры»), Стельмаха и Соколова — Упиту.
25 января 1951 года литературная секция в составе Фадеева, Тихонова, Бровки, Ибрагимова, Кербабаева, Лавренева, Михалкова и Твардовского приступила к формированию предварительного списка кандидатур. По разделу художественной прозы было отобрано 38 претендентов. Эти тексты уже прошли необходимые стадии отбора (обсуждение в секции, секретариате и президиуме Союза писателей), и были представлены в Комитет по Сталинским премиям. Романы «Честь» Г. Баширова и «Весенние ветры» К. Наджми остались без рекомендации на премию. (1)
Но премия называлась Сталинской не зря. Кому её давать решал товарищ Сталин. То, что он позвонил в Казань и заставил выдвинуть роман «Весенние ветры», говорит о том, что уже тогда он решил наградить Наджми, иначе смысла звонить не было. Чем же привлёк его этот роман?
Как вспоминал Шепилов о Сталине, «Иногда он предъявлял очень высокие требования к художественной форме и высмеивал попытки протащить на Сталинскую премию произведение только за политически актуальную фабулу. Но нередко он сам оказывался во власти такой концепции: «Это вещь революционная», «Это нужная тема», «Повесть на очень актуальную тему». И произведение проходило на Сталинскую премию, хотя с точки зрения художественной формы оно было очень слабым». (1).
Итак, в чём же нужность романа Наджми? В послевоенный период на всю историю партии была распространена теория «двух вождей революции. По этой теории в России было два центра революционной борьбы. Один в Санкт-Петербурге во главе с Лениным, а второй в Закавказье, во главе со Сталиным. Октябрьскую революцию также организовали вместе Ленин и Сталин. Например, М. И. Калинин писал: «Товарищ Сталин вместе с Лениным создавал, строил и растил нашу партию. Вместе с Лениным он руководил партией, революционным движением и вооруженным восстанием в Октябрьские дни» (1). Фактов было немного, но их заменяли газетные статьи, книги, фильмы. Главный герой романа, начал революционную деятельность в Баку и закончил в Казани, всё время под руководством Сталина. В романе об этом сказано достаточно. «Он слушал взволнованный рассказ большевика, участника этой встречи, и тот освещенный факелами апрельский вечер, когда Ленин в сопровождении Сталина вышел на площадь к народу и поднялся на броневик-трибуну». «В этот грозный момент, когда все будущее революции висело на волоске, Ленин и Сталин поставили на заседании Центрального Комитета партии большевиков вопрос о вооруженном восстании». «Товарищи-и! Час тому назад...—срывающимся голосом, громко и торжественно объявил Халявин, комкая от сильного волнения в вытянутой руке серую ушанку, — ревком получил телеграмму... от товарищей Ленина и Сталина... Временное правительство свергнуто... Власть в столице перешла в руки Военно-революционного комитета Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов... Вперед, товарищи, за власть Советов!». Книга Наджми была нужна для поддержания этой теории, ведь эти книги должна были с увлечением прочитать наша советская молодежь.
Книги-лауреаты превращались в ориентиры для писателей и делала их образцом для подражания. Стоит только намекнуть и книги на нужную тему появятся, как грибы после дождя- деньги нужны всем.
С премией Кави Наджми для Сталина всё было ясно, и перед ним встал вопрос, а что делать с Башировым? Авторитетные писатели его роман на премию не рекомендовали, да и тема романа «Честь» - кто с кем гуляет в далёкой татарской деревне и что из этого выйдет малоинтересна. Сталин к изменам в личной жизни относился снисходительно. Рассказывают, что однажды Сталину доложили, что у маршала Рокоссовского появилась любовница – известная красавица актриса Валентина Серова. И, мол, что с ними теперь делать будем? Сталин вынул изо рта трубку, чуть подумал и сказал: «– Что будем, что будем… завидовать будем!».
С другой стороны, роман выдвинул Союз писателей Татарии, если не дать ему премию, то получается, что товарищ Сталин плюёт на их мнение, а даёт премию отвергнутому СП ТАССР писателю. Очевидно, популярности это ему не принесёт и приведёт к войне групп в СП ТАССР, а портить ему отношения с Союзом писателей Татарии нет смысла. «Каковы наши задачи на литературном фронте? Вы должны были создать единую сплоченную коммунистическую фракцию, чтобы перед лицом этого океана беспартийных писателей фракция выступила единым сплоченным фронтом, единым крепким коллективом, направляя вместе с ними литературу к тем целям, которые ставит перед собой партия»- указывал он писателям . Многое указывает на то, что Сталин принял политическое решение, ведь любые премии всегда связаны с политикой.

Фото Кави Наджми и Александр Фадеев
Фадеев полностью контролировал процесс присуждения наград, прямо влиял на содержание лауреатских списков, хотя мнение вождя было решающим. 29 января 1951 года, когда состоялся очередной пленум Комитета, Баширов был выдвинут на премию третьей степени. 3 февраля список для голосования по всем разделам премий был утверждён, Баширов в списке был, хотя и шёл последним.
Голосование по премиям состоялось 5 февраля 1951 года. В нём приняли участие 52 эксперта. Для выдвижения на премию необходимо было простое большинство голосов, то есть 27. Баширов не получил необходимого большинства, за него проголосовали лишь 13 экспертов.
Протокол заключительного заседания Комитета, с утвержденным списком кандидатов на Сталинскую премию за 1950 год, 6 февраля 1951 года поступил Сталину. К нему прилагались проект Совета Министров и список произведений, не получивших большинства голосов на баллотировке.

Протокол голосования (1).
3. Победный 1951
В архивном фонде в РГАНИ сохранилась справка о присуждении Сталинских премий с редактурой Сталина.
Романы А. Рыбакова и А. Белиашвили вместо премии первой степени Сталин перенёс для обсуждения на следующий год. Ожидаемо, Сталин вписал в список лауреатов премии второй степени К. Наджми. Несмотря на то, что в Комитете Г.Баширов не получил большинства голосов даже на премию третьей степени, вождь передвинул его на премию второй степени, уравняв с Кави. Сталин хорошо понимал, что такое писатели и как с ними обращаться, что значит в этой среде соперничество и тщеславие. Раздрай среди татарских писателей был ему не нужен, очевидно, что лучше им сотрудничать и вместе развивать соцреализм. Сталину на время это удалось сделать.
Известный татарской литературовед Рафаэль Мустафин в своей книге «Мы поимённо вспомним всех» насчитал более 120 поэтов, прозаиков, драматургов, критиков и художников из Татарстана, попавших в жернова репрессий. Часто доносы в НКВД писали литераторы друг на друга. Например, когда потребовалось обнаружить крамолу в стихах Фатиха Карима, работники НКВД обратились к татарским писателям. Те поспешили исполнить заказ написали, будто его творчество «показывает Красную Армию только с неприглядной стороны» и «направлено против советского строительства». Опираясь на это заключение, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда ТАССР приговорила его к десяти годам тюремного заключения. Когда мы говорим о сталинских репрессиях, то представляем народ только в качестве жертвы, а ведь «большой террор», в действительности скрывает нечто большее, а именно подлость массы образованных людей. Думали, сколько интересных книг напишут дети крестьян, научившись писать! А научившись писать, они написали 4 миллиона доносов…
Другой пример из 1945 года. Рассказывает сын Кави Наджми: «Композитор Юдин, эвакуированный из Ленинграда, предложил отцу написать либретто для оперы. И они вдвоем начали работать над оперой, которую закончили к концу того же 1944 года. О чем она? О романтической любви фронтовика-летчика Искандера и казанского садовода Фариды. По ходу развития фабулы Искандер пропадает на фронте без вести, а Фарида уходит добровольцем на фронт. В финале они находят друг друга. Премьера оперы состоялась с первым составом труппы 18 апреля 1945 года, со вторым составом – 24 апреля. Спектакли прошли при полном аншлаге. Большой успех оперы, теплый прием ее зрителями вызвал волну изощренных выпадов против нее и ее создателей со стороны завистников. Дело в конечном итоге завершилось, как ни прискорбно об этом говорить, бесследным похищением всех экземпляров партитуры оперы из помещения театра. Такой неожиданный трагический оборот привел к тому, что у М.Юдина случился тяжелый инфаркт, и в дальнейшем он не смог восстановить музыку к опере из-за подорванного здоровья. Это был также очень тяжелый удар по отцу и всей нашей семье и по коллективу театра».
14 марта 1951 года Совет Министров СССР принял постановление № 981 «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области науки, изобретательства, литературы и искусства за 1950 год».
По разделу художественной прозы было премировано 24 (25, если учитывать соавторство Кассиля и Поляновского) писателя. Обладателями премий второй степени стали 9 прозаиков, среди которых К. Наджми (за роман «Весенние ветры») и Г. Баширов (за роман «Честь»). (1).
Выдача дипломов и лауреатских значков состоялась 27 декабря 1951 года. С речами, выражавшими глубокую благодарность партии, правительству и лично товарищу И.В. Сталину за высокую оценку их труда, выступили Ф. Гладков, М. Ибрагимов, К. Наджми, Д. Благой, С. Герасимов, Д. Кабалевский, Б. Иогансон, Д. Налбандян, И. Тондзе, Е. Хромова и В. Марецкая. Кави Наджми сказал: «Всем людям мира выпало огромное счастье жить и творить в озаренную солнцем Ленина-Сталина эпоху». Дмитрий Благой, доктор филологических наук, радовался рождению «марксистско-ленинского» литературоведения, которое «выстрадало право» называться «передовой наукой». (1).


Справка о присуждении Сталинских премий с редактурой Сталина (1).
Завершилась эпопея со Сталинскими премиями грандиозным банкетом. На него, только из бюджета Союза писателей РТ было выделено пять тысяч рублей, а ведь были и другие источники. Для сравнения, в 1954 году в продажу проступила новая модель автомобиля "Москвич-401", по цене девять тысяч рублей. Кави Наджми на пир не пришёл, а поехал на лечение в Кисловодск. Возможно, не захотел слушать льстивые тосты от тех, кто ещё недавно ругал его творчество, намеренно мешал работать и писал доносы.
Наша история становится всё краше и позже, вождём революции был признан только Ленин, дипломы и значки Сталинских премий, были заменены новыми знаками отличия. Лауреатов Сталинской премии тоже не стало.

Приглашение на 80-летие Кави Наджми.
Какое влияние оказала Сталинская премия на татарскую литературу - тема отдельного исследования, а на шахматные успехи Рашида Нежметдинова она оказала повлияла очень заметно. Из поражения в матче с Микенасом, он сделал верные выводы и начал заниматься с мастерами, ведь не зря Ласкер сказал, что за пару часов с мастером Вы научитесь больше, чем за 10 лет самостоятельного изучения. В 1950 году Нежметдинов работал с Холмовым на первенстве СССР.
В тот же, триумфальный для братьев год, Рашид становится чемпионом РСФСР и мастером спорта.
В январе 1953 года я принял участие в сильном по составу чемпионате Всесоюзного Совета общества Спартак и занял второе место с 9,5 очками из 13 вслед за Р. Холмовым. Во время этого соревнования я в творческом содружестве с мастером В. Сайгиным много работал над проверкой актуальных дебютных систем. Это тоже принесло мне большую пользу».
«Турниром жизни для Нежметдинова стало 21 первенство СССР, которое стартовало 7 января 1954 года в киевском Дворце культуры профсоюзов. «Для меня турнир начался с неприятности. После проигрыша в первом туре Р. Холмову я сделал две ничьи—с А. Суэтиным и Ю. Авербахом—по совету своего тренера Н. Крогиуса, порекомендовавшего мне беречь силы и особенно не рваться вперёд в таком марафонском состязании.

Фото Победа!
Совет помог. Дав себе некоторый отдых в этих двух партиях, я смог выдержать бурный комбинационный натиск Е. Геллера и даже перехитрить его в поистине фантастических осложнениях».
Николай Владимирович Крогиус родился в Саратове в 1930 году. Шахматами начал заниматься во время войны, выменяв на табак карманные шахматы у одного из красноармейцев. Вскоре юноше подарили его первую шахматную книгу под редакцией Ефима Боголюбова, и черно-белая игра увлекла его целиком. После войны начал стремительное восхождение, чемпион РСФСР среди юношей, мастер спорта СССР, в двадцать два года чемпион РСФСР (Нежметдинов впервые стал чемпионом РСФСР в 38 лет). Победные выступления в Мемориалах Чигорина 1963 и 1964 годов сделали Крогиуса сначала международным мастером, а потом и сильным гроссмейстером. Талантливый наставник в конце 60-х годов перешел на тренерскую работу. Был тренером Бориса Спасского в матчах за мировую корону с Тиграном Петросяном в 1969 году и Бобби Фишером в 1972 г. Н.Крогиус основательно исследовал психологию шахматной игры, опубликовал около 20 книг и 150 статей посвящены данной проблеме. Защитил сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию. Такая помощь привела Нежметдинова к высшему спортивному достижению- в этом чемпионате СССР он поделил седьмое место.
Какое отношение к этому имеет Сталинская премия? Самое прямое. Никто не занимается с мастерами бесплатно. У Рашида зарплата была ниже среднего уровня и помочь материально ему мог только брат, пятьдесят тысяч премиальных рублей позволяли ему это сделать без напряжения семейного бюджета. На сколько очков меньше набрал бы Нежметдинов без Крогиуса? Даже если бы набрал всего на одно очко меньше, то в Бухарест мог поехать Суэтин, Бывшев, Геллер или Борисенко, а в Татарстане ещё долго не было бы международного мастера- турниры с нормой проводились очень редко, да и молодёжь наступала-не пробьёшься. Мог ли Кави Наджми ходатайствовать за брата в Спорткомитете? Мог, но только как лауреат Сталинской премии, простых писателей слушать бы не стали, ведь премия, это ещё и немалый нематериальный актив. Карл Маркс писал: «Провинция может родить талант, а содержать его не может». Почему провинции не под силу «содержать талант»?
Нет денежных средств, нет людских ресурсов, чтобы воплощать замыслы в действительность.

Таблица Чемпионата СССР по шахматам 1954 года
По результатам чемпионата СССР В.Корчного, Р.Холмова, С.Фурмана и Р.Нежметдинова послали на международный турнир в Бухарест, где они все выполнили норму международного мастера.
В Бухаресте турнир проходил с 25 февраля по 25 марта на сцене местного театра, зрительный зал которого вмещал до 800 человек. Сокольский вместе с Лилиенталем были тренерами советских мастеров. Нежметдинов хорошо стартовал, набрав 4,5 очка из 5. Но перед последним туром его догнал Корчной у обоих стало по 12,5 очков.
В. Корчной вспоминает - «Я впервые поехал за границу в 1954 году на турнир в Бухарест. Наши руководители, конечно, знали, на каком уровне находится жизнь в СССР. Позволить нищему советскому человеку просто так поехать на Запад - это было невозможно. Нужно было хотя бы его одеть. Появились «экипировочные деньги». Мне дали 1200 рублей. Я пошёл в ЦУМ и купил там отличный костюм. Эта сумма выдавалась не чаще одного раза в год. В турнире участвовало четверо советских мастеров Р.Нежметдинов, Р.Холмов, С.Фурман и я. Весь турнир я боролся с Нежметдиновым за первое место. Мы на несколько очков обошли всех остальных и перед последним туром стояли рядышком. Мне предстояло играть белыми с О’Келли, ему чёрными с Фурманом. Я быстро сделал ничью, Фурман отложил свою партию с некоторым преимуществом. Глубокой ночью мы анализировали вдвоём отложенную позицию. Человек физически сильный, Фурман в ту ночь едва выдерживал огромное умственное и нервное напряжение. Во время анализа у него носом пошла кровь. Спать он все-таки в ту ночь так и не пошел, а наутро партию выиграл, принеся мне, таким образом, победу в моем первом в жизни международном турнире! Учитывая все детали, представляя себе, сколько сил Фурман затратил, его достижение в моих глазах выглядело как подвиг. И сейчас мне кажется, что одна тысяча лей из 12000 полученных мною в качестве первого приза, то, чем я отблагодарил Фурмана за его вклад в мою победу - это было не слишком много... Такая вот моя вина перед Нежметдиновым».
Рашид Гибятович рассказывал, что ему повезло-во время турнира курс румынской леи вырос почти в два раза и он обменял призовые леи по новому курсу. Я проверил- это правда. На 1 января 1954 года официальный курс был 100 лей = 35,71 рублей. А с 1 февраля 1954 года официальный курс стал 100 лей = 66,67 рублей. Первый приз был 12 тысяч лей, второй примерно 9, значит Нежметдинов по старому курсу получил бы чуть больше трёх тысяч рублей, а фактически получил около шести. Неплохие деньги, учитывая то, что в 1954 году средняя зарплата в СССР равнялась 699 рублям, а призы спортсменов не облагались налогом. После этого, Нежметдинов никогда сильно в деньгах не нуждался, завёл семью и неоднократно становился чемпионом РСФСР в личном первенстве и три раза был чемпионом СССР в командном.
Говорят, что талант всегда пробьёт себе дорогу. Это, конечно, не так. Без денег в шахматах можно вырасти до очень приличного уровня — скажем, крепкого кандидата в мастера. Чтобы выйти в мастера или выше, почти всегда нужны вложения: тренеры, подготовка, турниры. Каждый, знакомый с историей шахмат, легко вспомнит шахматистов, так и не раскрывших полностью все свои возможности, потому что не было достаточно денег и, поэтому, они не могли уделять достаточно времени шахматам, а в трудную минуту им некому было помочь. Велика роль Кави Наджми в становлении Нежметдинова, как шахматиста. Без его всесторонней поддержки Рашид, скорее всего, никогда не достиг таких высот в шахматах.
Использованная литература: 1. Дмитрий Цыганов «Сталинская премия по литературе. Культурная политика и эстетический канон сталинизма». © Д. Цыганов, 2023. © ООО «Новое литературное обозрение», 2023. |